Государственные и муниципальные услуги – это общественно полезные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.
Электронные услуги и их история
Прежде, чем говорить об электронных услугах, важно понять, что скрывается за этим термином. Электронные услуги – это услуги, которыми можно воспользоваться в том случае, если у вас есть компьютер или другое подобное устройство с возможностью доступа к сети Интернет. Интересно, что услуги в электронном виде появились еще пару лет тому назад. Например, наверняка многие пользовались возможностью получения информации о расписании поездов через Интернет. Помимо этого, проезд в вагоне можно оплачивать пластиковыми картами международного образца (например, Mastercard или Visa), и именно эту возможность пассажир получает при оказании ему электронных услуг. Свое же рождение эта система сервиса получила в 60-е годы прошлого века, когда американские компании IBM и AmericanAirlines создали системы автоматизации процедуры по резервированию мест при покупке авиабилетов. Пассажиры получили возможность изучать большое количество рейсов, выбирая наиболее приемлемый вариант с точки зрения маршрута и тарифа. Кроме того, автоматизация процесса бронирования позволила снизить стоимость предоставления самих услуг. Пример американских авиакомпаний позволил говорить о том, что в будущем предоставление электронных услуг станет неотъемлемой частью нашей жизни, ведь это удобно, просто и выгодно! Так и вышло: в течение последних 20-30 лет мировой рынок электронной коммерции развивался настолько динамично, что электронные услуги получили свое дальнейшее развитие и распространение и в России. Сегодня они могут быть муниципальными и государственными.
Государственные электронные услуги
С 1 апреля 2010 года граждане РФ получили возможность воспользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. С 1 июня 2010 года такую возможность получили и иностранцы. Таким образом, в настоящее время электронные государственные услуги гражданам позволяют:
— подать заявление о регистрации лица по месту пребывания;
— подать заявление о получении адресно-справочной информации;
— подать заявление о выдаче российского или заграничного паспорта;
— оформить разрешение на временное проживание;
— оформить приглашение на въезд иностранных граждан на территорию РФ;
— оформить вид на жительство;
— осуществить постановку на миграционный учет по месту своего пребывания или его снятие;
— получить лицензию на осуществление трудовой деятельности;
— подать заявление на выдачу пособия;
— подать налоговую декларацию;
— оформить заявление о правонарушении;
— получить выписку из архива и многое другое.
Государственные услуги в электронном виде предоставляются через единый государственный портал государственных услуг. Вся информация, подаваемая в электронном виде, направляется сотрудникам соответствующих органов для последующей обработки.
Предоставление электронных услуг государственного образца выглядит следующим образом. Сначала гражданин проходит процедуру регистрации на государственном портале. Сделать это необходимо только один раз, а в дальнейшем потребуется просто обращаться на портал в случае необходимости по любым вопросам (в том числе, для пользования муниципальными услугами). После регистрации гражданину необходимо выбрать нужный тип государственных услуг и направить заявление в соответствующий раздел. Все! Никаких очередей, бумажной волокиты и временных затрат!
Муниципальные услуги
После того, как государственные услуги в электронном виде были достаточно тепло восприняты гражданами, появилась идея организовать таким же образом и предоставление муниципальных услуг. В результате, был проделан большой объем работы по организации межведомственного электронного взаимодействия между различными органами власти и организациями, настроено программное обеспечение, проложены локальные сети. Все дело в том, что электронные муниципальные услуги в отличие от государственных аналогов не были приспособлены под современные условия. Однако усилия оказались не напрасными – сегодня преимущества предоставления муниципальных услуг в электронном виде уже оценили многие граждане.
Муниципальные услуги в электронном виде представлены в рамках следующих направлений:
— благоустройство и озеленение территорий;
— жилищные вопросы;
— вопросы жилищно-коммунального хозяйства;
— архивные дела;
— здравоохранение;
— образование;
— культура и искусство;
— земельно-имущественные отношения;
— архитектура и строительство;
— предпринимательская деятельность и многое другое.
Принцип предоставления муниципальных электронных услуг во многом схож с государственными.
Вы можете обратиться в любой многофункциональный центр, где вам совершенно быстро и качественно окажут помощь в получении государственной или муниципальной услуги, приняв от вас заявление. Также на территории Грозненского муниципального района уже функционируют ТОСП (территориально структурно-обособленные подразделения). Это позволяет жителям района получить муниципальную услугу не покидая свое сельское поселение, что намного упрощает жизнь.
Электронные услуги и их перспективы
Безусловно, электронные услуги способны качественно улучшить предоставление различных сервисов. Находясь за компьютером, любой человек может заказать предоставление выписки из архива, записаться на техосмотр, подать заявление на регистрацию недвижимого имущества, сдать налоговую декларацию и т.д. Конечно, предоставление электронных услуг предполагает большие финансовые вложения, но в целом они оправдывают себя не только экономией времени, но и возможностью исключить из обязанностей персонала определенных структур ряд задач, отнимающих большое количество времени. Согласитесь, регистрация записи на прием к врачу через Интернет легче и проще, чем аналогичная процедура, проводимая в реальных условиях с использованием бумаг и справок. Тем более что при предоставлении электронных услуг информация о заявителе сохраняется автоматически, и человек не должен постоянно заполнять одинаковые анкеты или опросные листы.
Что касается будущего электронных услуг, то оно представляется весьма радужным. Прежде всего, власти планируют ввести так называемую электронную социальную карту с данными владельца, что, опять же, упростит процесс регистрации в Интернет-системах при предоставлении государственных или муниципальных услуг. Многие даже говорят о том, что такая карта способна будет заменить паспорт. Но в этом случае возникает такая проблема, как сохранность персональных данных и обеспечение их конфиденциальности. В эпоху хакерских атак и непрерывного создания вирусов сделать это достаточно тяжело – потребуется привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, вложить немалое количество финансовых средств. Куда проще вести бумажную картотеку.… Однако мир становится более мобильным, а жизнь – напряженной. Иногда граждане просто не успевают решить все накопившиеся вопросы. К тому же, как показала практика, предоставление электронных услуг приводит к более быстрой обработке заявок, чем тех документов, которые были поданы в «реальные» структуры. Кроме того, со временем все большее количество людей отдают предпочтение компьютерному набору текста, чем ручке и бумаге. Это также позволяет говорить о том, что электронные услуги в будущем станут более востребованными, а потому, развивать данное направление просто необходимо.
И еще одно важное преимущество электронных услуг в том, что они исключают эмоциональный и психологический фактор. Работа проходит быстрее и продуктивнее. Перед чиновником находится письменный запрос от гражданина, и подсознательно он будет воспринимать его как важную часть его работы в отличие от обычного устного заявления. И, несмотря на то, что предоставление электронных услуг считается относительно новым направлением, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что такие онлайн-сервисы существенно облегчают жизнь не только чиновникам, но и самим гражданам!